Воскресенье, 05.05.2024, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Моя рыбалка

Какую катушку лучше использовать?

КАТУШКА

Пока снасть в чехле, спиннинговая катушка выполняет статичную функцию служит для хранения запаса лески. Но как только вы берете спиннинг в руки и делаете заброс, "статист" превращается в весьма динамичную и ответственную часть спиннинговой снасти с многообразным назначением.

Так, например, при забросе приманки катушка должна отдавать леску с минимальным сопротивлением, на катушку леска подматывается при проводке блесны и вываживании рыбы. Порой катушка играет решающую роль - при критических нагрузках она способна сбрасывать леску, спасая снасть от разрушения. То есть если подведет катушка, можно сломать хлыстик или крючок, оборвать леску.

Существует два основных типа современных спиннинговых катушек: безынерционные (леска при забросе сходит с торца неподвижной шпули) и мультипликаторные (шпуля вращается). Отличие это настолько принципиальное, что, вообще говоря, в мире спиннингом называют снасть с безынерционной катушкой, а способ ловли снастью с мультипликаторной катушкой - кастингом. Соответственно удилища и катушки, используемые при этом, тоже называются кастинговые. В русском рыболовном словаре под термином "кастинг" подразумевается вид соревнований на точность и дальность заброса, а понятие "спиннинг" объединяет оба варианта снастей. Если хотят подчеркнуть, что речь идет именно о снасти с мультипликаторной катушкой, то в России ее называют тоже мультипликаторной.

Если у вас нет неудержимого желания ловить именно такой снастью, то мой вам совет - для начала выберите безынерционную катушку, или, как ее еще называют в просторечии за внешнее сходство, "мясорубку".

Некоторое преимущество в дальности заброса и чувствительности, которое может дать мультипликаторная снасть, можно получить только при исключительно грамотном ее использовании, то есть если у вас есть большой опыт работы как с мультипликаторами, так и со спиннингом вообще. "Мульт" можно назвать снастью для "продолжающих совершенствоваться".

Если же вы пока не приобрели достаточного опыта, то вначале, скорее всего, столкнетесь с проблемой многочисленных "париков", что может только испортить впечатление и о мультипликаторах, и о спиннинге в целом.

Однако если все же мультипликаторная снасть вас интересует, а она, безусловно, заслуживает отдельного и серьезного разговора, ознакомиться с ней подробно вы можете на страницах "Рыболов-Elite" №2'97 и в видеоприложении к нему (выпуск 5).

И уж тем более не стоит начинать с инерционных катушек барабанного типа. Хотя до сих пор "Невскую" можно увидеть на водоеме гораздо чаще современного мультипликатора, ее время давно прошло.

 

Перейдем к рассмотрению отдельных узлов и параметров безынерционной катушки и оценке их качества.

Размер катушки определяет емкость шпули, то есть, какое количество лески конкретного диаметра вы можете намотать. Обычно эти сведения указаны на юбке шпули, иногда, в зависимости от класса лески, бывает проставлен класс лески по разрывной нагрузке в фунтах (lb). Если вы хотите перевеcти класс в более привычный для российского рыболова параметр - диаметр, можно воспользоваться следующими примерными цифрами: 6 фунтов соответствуют примерно 0,22 мм, 8 фунтов -0,28 мм, 10 фунтов - 0,3 мм. От размера катушки зависит также и усилие, развиваемое при подмотке. Оно определяет тот класс снасти, в котором эту катушку лучше всего использовать. Об этом мы и поговорим.

Конструкция безынерционной катушки включает следующие основные узлы: шпуля, механизм перемещения шпули для равномерной укладки лески, фрикционный тормоз для освобождения лески при критических нагрузках, ротор, механизм вращения ротора, стопор обратного вращения ротора, рукоятку, корпус, лесоукладыватель.

 

ШПУЛЯ

По внешнему виду шпули можно оценить качество катушки в целом.

Шпули на дорогих высококачественных катушках металлические, передний насадной бортик, который непосредственно соприкасается с леской при забросе и поэтому подвержен ее абразивному воздействию, сделан из твердого металла, покрытого нитридом титана - износоустойчивым покрытием цвета золота.

На катушках попроще стоят шпули, сделанные из цельного дюралюминия; на самых дешевых - пластиковые.

Формой шпули определяется дальность заброса. Действительно, если леска намотана до уровня, близкого к диаметру переднего бортика, то она испытывает минимальное трение о бортик при забросе. Чем большее количество лески располагается в этой зоне, тем дальше будет заброс. Поэтому шпуля должна быть достаточно длинной.

Эта концепция, получившая широкое распространение с начала 90-х го дов, получила название Long Cast - дальний заброс. До этого шпули делались довольно узкие и глубокие, и нижние слои лески на конечной стадии заброса испытывали серьезное сопротивление.

 

ЛЕСОУКЛАДЫВАТЕЛЬ 

Введение широких лонг-кастовых шпуль потребовало изменений в механизме укладки, замедляющем ход шпули для более равномерной намотки. Многие дорогие катушки снабжены механизмом укладки с помощью "бесконечного винта", намотка получается ровная, слои лески ложатся крестообразно, в результате "парики" почти никогда не образуются.

В катушках подешевле используется так называемая планетарная укладка - с помощью эксцентрика на дополнительной шестерне.

Леска наматывается на шпулю непосредственно лесоукладывателем. Его ролик должен быть достаточно износостойким. В лучших катушках он бывает выполнен из наиболее прочных материалов - нитрида титана и карбида кремния.

Ролик должен свободно вращаться, для этого, начиная с катушек среднего ценового класса, под него ставят шарикоподшипник, в крайнем случае - подшипник скольжения.<

 

ТОРМОЗ  

Еще один важнейший механизм, связанный со шпулей напрямую, - это фрикционный тормоз. Его задача - ограничить усилие на снасть в процессе вываживания рыбы, при подсечке или зацепе. При критической нагрузке шпуля просто проворачивается.

Тормоз может быть передним (фронтальным) или задним. Принципиальных различий между ними нет - передний, расположенный в шпуле, несколько предпочтительнее для катушек силового назначения, так как усилие на тормоз передается непосредственно, тогда как при заднем расположении - через главную ось. Намного важнее, чтобы тормоз имел плавную регулировку и не менял усилие самопроизвольно.

 

РОТОР И ЗУБЧАТАЯ ПАРА 

По скорости вращения ротора спиннинговые катушки делятся на скоростные и силовые. Лишняя скорость подмотки не помешает, но при повышении передачи падает тяговое усилие катушки. Если передаточное отношение (число оборотов ро тора за один оборот ручки) около 6 - катушка относится к скоростным, если 4 или 4,5 - к силовым. Универсальны катушки с передаточным числом 5-5,5.

Непосредственно с ротором связан механизм блокировки обратного хода. Это важная система не позволяет ротору вращаться в обратном направлении при подсечках или когда вам необходимо освободить руку для того, чтобы взять рыбу в подсачек, и т.д.

В дорогих катушках он выполнен в виде специфического роликового подшипника или обгонной муфты, нивелирующих ударные нагрузки, которые в традиционной системе, выполненной в виде "собачки" или трещотки, могут быть весьма серьезны.

Главная зубчатая пара, передающая вращение от ручки к ротору - один из самых ответственных узлов катушки. От качества изготовления и материала шестерен зависит легкость хода и долговечность самой катушки. В дешевых моделях применяются литые шестерни из пластика или алюминия, не выдерживающие длительной работы. В дорогих катушках зубчатая пара изготовлена на механическом станке из прочных износостойких сплавов.

 

ПОДШИПНИКИ: БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЧИТ ЛУЧШЕ  

Число шарикоподшипников - важный показатель качества катушки. Оно может быть от 0 до 12. Наиболее важные подшипники расположены следующим образом: один -два - на шестерне ротора, два - на оси ручки, один - в ролике лесоукладывателя, один - в механизме лесоукладки. Таким образом, 4-6 "шаров" вполне достаточно для надежности, и многие солидные фирмы выпускают качественные модели именно с таким числом шарикоподшипников.

Посредственные производители, наоборот, часто манипулируют этим показателем, в рекламных целях снабжая катушку сомнительного качества солидным количеством слабых подшипников. На дорогих моделях корпус катушки может быть металлическим - он надежнее и долговечнее, чем пластиковый. Но если судить с точки зрения потребителя, принципиальной разницы между ними нет. Гораздо важнее, из какого материала изготовлен ротор, так как основные нагрузки приходятся как раз на него.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0